Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников

Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников 

На территории Ставропольского края сформирована единая региональная система оценки качества образования (далее – РСОКО), которая позволяет вести мониторинг оценки качества образования учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе учебных предметов, школ и муниципальных образований.

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в регионе, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

Оценка качества образования – процесс определения степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, обеспечения условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучающихся и их родителей с помощью диагностических и оценочных процедур. Она проводится в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, независимой оценки качества образования.

Деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:

инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты);

вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования министерства образования Ставропольского края, муниципальных органов управления образованием, отдельной образовательной организации (далее соответственно – министерство, МОУО, ОО).

Указанная составляющая обеспечивается в Ставропольском крае проведением комплексных мероприятий по трем целям системы обеспечения объективности процедур РСОКО:

обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в ОО;

выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО;

формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

Комплексные мероприятия, проводимые в рамках системы оценки качества образования Ставропольского края ориентированы на решение следующих задач:

формирование механизмов обеспечения объективности региональных и федеральных оценочных процедур;

выявление факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению поставленных целей программы повышения объективности оценивания образовательных результатов;

создание условий для формирования в ОО системы объективной внутришкольной оценки образовательных результатов;

создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОО;

определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов;

содействие принятию обоснованных управленческих решений;

оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образовательного процесса;

выделение ресурсов;

обучение кадров.

В рамках функционирования системы обеспечения объективности процедур РСОКО министерство обеспечивает проведение следующих мероприятий:

организация анализа и мониторинга результатов оценочных процедур с целью выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа;

организация повышения квалификации учителей по вопросам качества образования;

анализ результатов оценочных процедур совместно с ОО с целью повышения заинтересованности ОО в использовании результатов региональных и федеральных оценочных процедур;

формирование позитивной управленческой практики с приоритетом программ помощи перед практикой наказаний;

разъяснительная работа с МОУО;

организация наблюдения при проведении оценочных процедур.

Постановление Правительства Ставропольского края от 22 июня 2020 года № 334-п «Об утверждении краевой программы «Дети Ставрополья».

Приказ министерства образования Ставропольского края от 29 ноября 2019 года № 1695-пр «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Ставропольском крае».

Комплексный план (программа) по совершенствованию системы оценки образовательных достижений обучающихся для повышения эффективности управления качеством образования в Ставропольском крае на 2020-2022 гг.

План мероприятий по реализации комплексного проекта (программы) по совершенствованию системы оценки образовательных достижений обучающихся для повышения эффективности управления качеством образования в Ставропольском крае на 2020-2022 гг.

Региональные критерии оценки образовательных результатов обучающихся в общеобразовательных организациях Ставропольского края на 2020-2022 гг.

Оценка компетенций руководителей образовательных организаций региона базируется на критериальной оценке эффективности (качества работы) руководителей образовательных организаций всех уровней и тесно увязана с механизмом установления стимулирующих выплат руководителям, так как позволяет реализовать системный подход по оценке эффективности работы руководителей, установлению соответствующих стимулирующих надбавок (осуществить материальное стимулирование) или провести их сокращение, определить зоны неэффективной (недостаточной) работы руководителей по управлению образовательной организацией, и, соответственно, выработать рекомендации по совершенствованию работы по вопросам, требующим решения.

Приказ министерства образования Ставропольского края от 30 августа 2013 года № 785-пр «Об оплате труда руководителей государственных казенных, бюджетных, автономных образовательных организаций Ставропольского края».

Система оценки качества школьного образования в Ставропольском крае является многоуровневой, включающей в себя комплекс оценочных процедур.

 

№ п/п

Наименование оценочной процедуры

Цели проведения и содержание оценки

Механизмы обеспечения объективности

Ссылки на информационные материалы

Участие Ставропольского края в международных исследованиях качества образования

1.

Международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
1 раз в 3 года

Оценка конкурентоспособности российского общего образования с позиции компетентностного подхода к результатам образования. Оценка функциональной грамотности учащихся: математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции подростков, достигших 15 лет

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателем за процедурой исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

Организация общественного наблюдения при оценке образовательных достижений обучающихся по модели PISA в 2019 году. Осуществление контроля за ходом проведения оценочных процедур независимыми региональными наблюдателями.

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся)

 

 Международные исследования качества образования в образовательных организациях (Ставропольский край)

Материалы по организации общественного наблюдения по оценке образовательных результатов (письмо министерства образования Ставропольского края от 24 октября 2019 года № 10-32/11620). (вкладка архив 2019)

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 24 октября 2019 года № 1577-пр «О назначении независимых региональных наблюдателей в аудиториях при проведении региональной и общероссийской оценок качества общего образования по модели PISA».

2.

Международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS)
1 раз в 4 года

Мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу, а также выявление факторов, влияющих на качество математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Оценка уровня общеобразовательной подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателем за процедурой исследования. Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования)

 

Международные исследования качества образования в образовательных организациях (Ставропольский край)

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 25 февраля 2019 года № 245-пр «Об организации работы по проведению международного исследования TIMSS – 2019»

 

Результаты TIMSS – 2019

 

3.

Международное исследование качества чтения и понимания текст (PIRLS)
1 раз в 5 лет

Сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Осуществляется оценка качества чтения и понимания текста учащимися 4-х классов

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателем за процедурой исследования. Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)

 

Международные исследования качества образования в образовательных организациях (Ставропольский край)

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 10 марта 2016 года № 203-пр «О проведении международного сравнительного исследования качества образования PIRLS-2016» (вкладка архив)

4.

Международное сопоставительное исследование качества граждановедческого образования (ICCS)

Сравнение уровня качества граждановедческого образования в разных странах и установлении различия между странами, связанные с характеристиками учащихся, контекстом школы и сообществ. Оценка знаний обучающихся 8-10 классов.

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения процедур исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и региональным координатором.

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 26 апреля 2016 г. № 449-пр «О проведении международного сопоставительного исследования качества образования ICCS-2016» (вкладка архив)

Участие Ставропольского края в федеральных исследованиях качества образования

1.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) Ежегодно

Контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам и позволяют осуществить мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В рамках ВПР осуществляется оценка уровня достижения школьниками предметных и метапредметных результатов, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действия в учебной, познавательной и социальной практике.

1. Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий в организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком, в том числе:

обеспечение самостоятельности выполнения обучающимися заданий через ограничение в использовании средств связи и возможности взаимодействия с другими людьми;

обеспечение исправности аппаратуры, используемой при проведении оценочных процедур;

обеспечения качества раздаточных печатных материалов;

обеспечение обучающихся средствами обучения, предусмотренными порядком проведения оценочной процедуры и др.

Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

2. Разработка и утверждение школьного регламента проведения оценочных процедур (приказ по образовательной организации).

3. Разработка рекомендаций по недопущению необъективных результатов образовательной деятельности.

4. Привлечение общественных наблюдателей, фиксирующих соблюдение порядка проведения оценочных процедур. Осуществление наблюдателями  контроля за объективностью проведения оценочных процедур в общеобразвательных организациях  Ставропольского края

5. Соблюдение мер информационной безопасности в целях предотвращения преждевременного распространения содержания контрольных работ.

6. Повышение компетентности экспертов и иных лиц, привлекаемых для проведения оценочных процедур и оценки результатов (проведение инструктажей, специализированных курсов повышения квалификации, обучающих семинаров). Подготовка общественных наблюдателей. Выборочная проверка результатов работы экспертов.

7. Обеспечение объективности оценки работ обучающихся путем привлечения к проверке нескольких независимых экспертов (комиссионная оценка).

8. Проведение анализа результатов оценочных процедур (соотнесение результатов ВПР с текущей успеваемостью обучающихся, соотнесение результатов федеральных и региональных оценочных процедур). Сравнительный анализ результатов оценки качества образования в динамике по годам.

9. Реализация системы мер выборочной перепроверки результатов образовательных организаций, попавших в перечень «необъективных».

10. Исключение мотивации для завышения баллов участников (результаты оценочных процедур используются для выработки мер повышения качества образования, а не для ранжирования образовательных организаций и педагогов).

Нормативные документы

 

Рекомендации о реализации мер по недопущению необъективных результатов образовательной деятельности (письмо министерства образования Ставропольского края от 04 февраля 2019 года № 02-20/1039) (вкладка архив 2018/19 учебного года)

 

Приказ миинстерства образования Ставропольского края от 22 марта 2019 года № 423-пр «Об организации наблюдения за проведением Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях Ставропольского края, включённых в список общеобразовательных организаций с необъективными результатами Всероссийских проверочных работ повторно»

 

2.

Национальные исследования качества образования (НИКО)
Ежегодно

Оценка конкурентоспособности российского общего образования, выявление и сравнение изменений, происходящих в системе образования разных стран, анализ факторов качества образования стран-лидеров. Оценка учебных результатов обучающихся по ряду дисциплин (Биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, литература, география, физическая культура и технология и др.)

1. Контроль проведения процедур исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и региональным координатором.

2. Консультирование специалистов и экспертов, участвующих в исследовании, осуществляется федеральным организатором

3. Привлечение к работе в качестве экспертов учителей, имеющих опыт преподавания предмета не менее 3 лет, работающих в образовательных организациях, в которых не проводится исследование.

4. Не предусмотрено использование результатов исследования для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Рособрнадзора от 24.10.2014 №05-900 «Об учете результатов национальных исследований качества образования»).

5. Исследование проводится анонимно, данные об участниках в рамках исследования собираются без привязки к ФИО. Однако образовательная организация может принять решение о фиксации и хранении у себя результатов участников в привязке к ФИО для предоставления результатов родителям и выставления положительных отметок участникам, успешно справившимся с выполнением практических заданий

Нормативные документы

 

Результаты Национальных исследований качества образования

3.

Региональная оценка по модели PISA

Региональная оценка по модели PISA основана на проекте ОЭСР «PISA for schools» («PISA для школ»). Процедуры организации и проведения исследования аналогичны оригинальному исследованию PISA, но позволяют проводить исследование и получать данные вне расписания международных циклов. Исследование позволяет получать данные, сопоставимые с результатами PISA-2018 по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической, естественнонаучной грамотностям

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателями за процедурой исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

Нормативные документы

 

Аналитическая справка по результатам региональной модели PISA 2019 в Ставропольском крае

(Вкладка «Архив 2019)

 

Письмо министерства образования Ставропольского края от 25.06.2020 года № 02-23/7224 «Об организации работы по итогам оценки по модели PISА, проведенной в 2019 году в Ставропольском крае»

 

Письмо министерства образования Ставропольского края от 06.07.2020 года № 02-23/7779 «О предоставлении Планов мероприятий»

4.

Общероссийская оценка по модели PISA

Исследование основывается на использовании разработки ОЭСР PISA-for-Schools (PISA для школ). Данная разработка позволяет использовать инструментарий исследования вне цикла основного международного исследования PISA, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой предыдущего цикла. Полученные данные и последующий анализ позволят оценить состояние дел в системе образования каждого региона, качество реализации ФГОС, отслеживать общую динамику, на их основе будут приниматься решения, что именно необходимо сделать для улучшения дел в каждом из регионов и в целом по стране.

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком.
Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций назначенным организатором исследования и наблюдателем за процедурой исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

Нормативные документы

Приказ минитерства образования Ставропольского края от 22.07.2020 года № 854-пр «О назначении ответственных лиц за проведение общероссийской оценки качества общего образования по модели PISA в Ставропольском крае в 2020 году»

 

5.

Исследование компетенций учителей и руководителей образовательных организаций

Исследование проводится с целью апробации подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, руководителей образовательных организаций по ряду предметных областей («География», «Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «Искусство», «Технология» и др.). Исследование позволяет осуществить подготовку к введению единых принципов аттестации учителей на основе профессионального стандарта. Полученные данные и последующий анализ позволят выявить профессиональные затруднения учителей и руководителей образовательных организаций и обеспечить профессиональный рост педагогических и руководящих работников на основании объективных результатов их работы. Полученные данные позволят принимать объективные решения при назначении директоров образовательных организаций.

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий проведения процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком.

Контроль проведения исследования в каждом из пунктов проведения исследования назначенным организатором исследования.

Формат проведения исследования (письменно). Установление личной ответственности организаторов апробации за обеспечение указанных условий. Повышение компетентности экспертов и иных лиц, привлекаемых для проведения оценочных процедур и оценки результатов (проведение инструктажей, специализированных курсов повышения квалификации, обучающих семинаров).

Исследования уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов за период 2015 – 2019 г.г.

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 16 сентября 2019 года № 1405-пр «О проведении апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций в Ставропольском крае в 2019 году»

Сведения о региональной практике использования результатов оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования

6.

Исследование предметных и методических компетенций учителей

Оценка компетенций проводится в целях апробации модели использования единых федеральных оценочных материалов при оценке предметных и методических компетенций учителей, а именно апробации подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия»

Исследование позволяет осуществить подготовку к введению единых принципов аттестации учителей на основе профессионального стандарта. Полученные данные и последующий анализ позволят выявить профессиональные затруднения учителей и руководителей образовательных организаций и обеспечить профессиональный рост педагогических и руководящих работников на основании объективных результатов их работы.

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий проведения процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком.

Контроль проведения исследования в каждом из пунктов проведения апробации назначенным организатором исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной ответственности организаторов апробации за обеспечение указанных условий. Повышение компетентности экспертов и иных лиц, привлекаемых для проведения оценочных процедур и оценки результатов (проведение инструктажей, специализированных курсов повышения квалификации, обучающих семинаров).

Исследования уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов за период 2015 – 2019 г.г.

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 03 октября 2019 года № 1480-пр «О проведении в 2019 году апробации предметных и методических компетенций учителей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, в Ставропольском крае»

Государственная итоговая аттестация

1.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
Ежегодно

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования. Результаты учебной деятельности обучающихся 11 классов по отдельным предметам

Обеспечение точного соблюдения правил и процедуры проведения ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/preparation/rules_procedures/

Обеспечение материально-технических и организационных условий в организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком, в  том числе организация видеонаблюдения в пунктах сдачи ЕГЭ, оснащение металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи. Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

Аккредитация общественных наблюдателей в места проведения итогового сочинения, государственной итоговой аттестация, региональный ситуационный центр.

Организация перепроверки итоговых сочинений (изложений) отдельных категорий обучающихся.

Осуществление контрольно-надзорных меропритяий в пунктах проведения экзаменов,  направленных на недопущение и выявление нарушений законодательство об образовании.

Анализ результатов проведения государственной итоговой аттестации (анализ «зон риска» ГИА)

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах (КИМ), используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий при организации и проведении процедуры оценивания. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на этапе подготовки к ЕГЭ.

Нормативные документы

 

Итоговое сочинение (изложение)

 

Общественные наблюдатели

2.

Основной государственный экзамен (ОГЭ)
Ежегодно

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся 9 классов с целью формирования индивидуальной образовательной траектории: принятие решения о продолжении обучения в старшей школе или в учреждениях среднего профессионального образования.

Четкое соблюдение разработанных Рособрнадзором методических рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

Для обеспечения информационной безопасности экзаменов по решению региона могут быть оснащены системами видеонаблюдения, металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи.

Установление личной ответственности руководителей образовательной организации за обеспечение указанных условий. К проведению ОГЭ привлекаются общественные наблюдатели.

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах (КИМ), используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа.

Лица, привлекаемые к проведению ОГЭ, а в период проведения ОГЭ также лица, сдававшие ОГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.

 

Нормативные документы

 

Итоговое собеседование

 

Общественные наблюдатели

 

Региональные процедуры оценки качества образования

1

Мониторинг функциональной грамотности

Цель исследования:

оценка уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х, 7-х классов;

выявление ключевых факторов, влияющих на уровень сформированности функциональной грамотности, и оценка характера их воздействия;

определение направления совершенствования образовательного процесса, с учетом современных требований к образовательным результатам;

прогноз развития региональной системы оценки качества образования в соответствии с методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Данное исследование проводилось по модели международного периодического сопоставительного исследования PISA и включало следующие эмпирические методы исследования: тестирование обучающихся, анкетирование обучающихся и учителей.

При разработке тестов и анкет использовались следующие рекомендации, размещенные на сайте центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»:

общие подходы к оценке функциональной грамотности учащихся основной школы;

измерительные материалы для оценки функциональной грамотности по пяти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям;

анкеты закрытого типа, представляющие сокращенный вариант анкет международного сопоставительного исследования PISA.

По процедуре проведения:

в кабинете обязательно присутствие двух организаторов (возможен общественный наблюдатель), конфиденциальность и отсутствие конфликта интересов;

вариант работы по оценке или читательской, или математической, или естественнонаучной грамотности определялся по случайной выборке;

ответы обучающихся на тесты и вопросы анкеты вносились техническим специалистом, назначенным приказом руководителя образовательной организации, в форму excel для образовательной организации;

процедура проверки и оценки результатов проводилась на региональном уровне организацией-оператором в автоматическом режиме по специальным расчетным формам в обезличенном виде.

Результаты данной оценочной процедуры не влияют на отметку ученика и не могут использоваться для оценки работы учителей и деятельности общеобразовательных организаций.

Приказ министерства образования Ставропольского края от 4 сентября 2019 года №1335 «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Приказ ГБУ ДПО «Ставропольский институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 10 сентября 2019 года № 189/од «Во исполнение приказа министерства образования Ставропольского края от 04 сентября 2019 года № 1335–пр «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Инструкция по проведению мониторинговых исследований в рамках региональных исследований качества подготовки обучающихся в Ставропольском крае

 

Информационное письмо №853/07-48 от 18.06.2020 года «Об организации работы по результатам анализа оценочных процедур» кабинеты (приложение к письму СКИРО ПК и ПРО)

2.

Региональный мониторинг качества подготовки обучающихся

Оценка качества подготовки обучающихся государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, подведомственных министерству образования Ставропольского края с целью определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ

Оценочные процедуры проводились в форме:

региональных комплексных проверочных работ во 2-х, 3-х классах;

региональных проверочных работ в 4-х классах по математике, русскому языку, окружающему миру;

региональных проверочных работ в 10-х классах по физике, химии, биологии, географии, истории, иностранному языку.

 

При проведении оценочных работ:

обеспечена конфиденциальность материалов;

присутствие при проведении работы не менее чем двух организаторов в классе (рекомендовано присутствие наблюдателей из числа родителей (законных представителей);

объективность в процессе проведения работы (исключено списывание, использование электронно–технических средств, справочных материалов, письменных записок);

ответы обучающихся проверяются комиссиями;

результаты проверки вносились техническим специалистом, назначенным приказом руководителя образовательной организации, в форму excel для образовательной организации;

оценка результатов проводилась организацией-оператором в автоматическом режиме по специальным расчетным формам в обезличенном виде.

 

Результаты данной оценочной процедуры не влияют на отметку ученика и не могут использоваться для оценки работы учителей и деятельности общеобразовательных организаций.

Приказ министерства образования Ставропольского края от 4 сентября 2019 года №1335 «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Приказ ГБУ ДПО «Ставропольский институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 10 сентября 2019 года №189/од «Во исполнение приказа министерства образования Ставропольского края от 04 сентября 2019 года № 1335 «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Инструкции по проведению региональных проверочных работ в Ставропольском крае

 

Кабинеты (приложение к письму СКИРО ПК и ПРО от 20.12.2019 г. №1859/07-48; приложение к письму СКИРО ПК и ПРО от 27.11.2019 г. №1659/07-48;)

3.

Оценка готовности обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края к обучению в школе

Цели проведения мониторингового исследования – оценка уровня сформированности у обучающихся предпосылок к учебной деятельности на этапе адаптации, исследование индивидуально-личностных особенностей первоклассников: мотивы и стимулы обучения, проблемы адаптации и социализации, социальная стратификация первоклассников.

Направления мониторингового исследования:

- определение степени готовности первоклассников к овладению учебными навыками;

- выявление индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, выявление проблем в его развитии;

- определение динамики развития, т.е. обучаемости ребенка, с целью выбора содержания, методов и средств обучения;

- анализ особенностей взаимоотношений первоклассника со школьным окружением, со своими близкими в кругу семьи.

 

Объективность оценки готовности первоклассников к обучению обусловлена следующим:

- позитивным отношением к объективной оценке участников исследования;

- процедура проводилась на генеральной выборке участников;

- оценку готовности проводили учителя, работающие с первоклассниками, в период вхождения ребенка в референтную для него общность (фаза адаптации).

Информационная справка

 

Инструкция по проведению мониторинговых исследований в рамках региональных исследований качества подготовки обучающихся в Ставропольском крае

           

 

Принятие мер в отношении образовательных организаций, вошедших в список с признаками необъективности

Список образовательных организаций с признаками необъективных результатов по итогам ВПР 2018

Министерством образования Ставропольского края проанализирована информация федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования» по вопросу объективности образовательных результатов (объективности проведения оценочных процедур) в общеобразовательных организациях Ставропольского края.

В ходе анализа было установлено, что в 2018 году в 341 общеобразовательной организации Ставропольского были выявлены признаки необъективности образовательных результатов по следующим критериям («зонам риска»):

необъективные результаты Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в 4, 5 классах;

необъективные результаты основного государственного экзамена (далее – ОГЭ);

низкие результаты обучения;

резкое изменение результатов обучения;

высокий коэффициент неподтверждения медалей.

Количество общеобразовательных организаций в «зонах риска» по сравнению с 2017 годом увеличилось: в прошлом году признаки необъективности были выявлены в 302 школах Ставропольского края. При этом количество общеобразовательных организаций с необъективными результатами ВПР и ОГЭ сократилось с 89 в 2017 году до 59 в 2018 году. Однако количество школ с высоким коэффициентом неподтверждения медалей увеличилось соответственно со 100 до 215 школ. Это связано с тем, что в 2018 году использован более строгий критерий подтверждения медалей по сравнению с 2017 годом. В 2019 году изменены критерии выдачи аттестатов о среднем общем  образовании с отличием и медалей (не менее 70 баллов по результатам единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) соответственно по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня, не менее 5 баллов по обязательным учебным предметам – в случае прохождения выпускником 11 (12) класса государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена).

По результатам анализа Правительством Ставропольского края в адрес глав муниципальных районов и городских округов Ставропольского края были направлены письма, содержащие информацию о необъективности проведения оценочных процедур, по итогам рассмотрения которой 115 руководителей (в том числе заместителей руководителей) общеобразовательных организаций Ставропольского края привлечены к дисциплинарной ответственности.

Помимо мер дисциплинарного характера по итогам анализа оценочных процедур приняты следующие меры предупредительного характера:

26 общеобразовательных организаций с необъективными результатами оценочных процедур включены министерством образования Ставропольского края в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 учебный год;

во всех муниципалитетах разработаны планы мероприятий по обеспечению объективности оценочных процедур в 2018/2019 учебном году, в том числе по вопросам оказания методической помощи общеобразовательным организациям с необъективными и низкими результатами обучения.

Также на протяжении трех лет государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее – институт развития образования) реализуется проект, направленный на оказание комплексной помощи школам, имеющим стабильно низкие результаты обучения, что способствовало в 2017/2018 учебном году:

увеличению в школах-участниках проекта среднего балла по русскому языку, математике базового уровня, математике профильного уровня, химии, истории, литературе;

уменьшению числа обучающихся, не преодолевших минимальный порог по предметам: русский язык, математика (базовый уровень), математика (профильный уровень), информатика и ИКТ, история, литература.

В 2019 году министерством образования Ставропольского края (далее – министерство) проведены собеседования с руководителями муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных организаций по вопросам объективности образовательных результатов, включения общеобразовательных организаций с необъективными результатами оценочных процедур в планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также увеличено количество мероприятий по контролю за соблюдением порядка проведения ОГЭ в период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

На сайте ФИОКО размещены рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рекомендации).

На основе Рекомендаций министерством разработаны, размещены на официальном сайте министерства и направлены в муниципальные органы управления образованием Ставропольского края рекомендации о реализации мер по недопущению необъективных результатов образовательной деятельности (исх. № 02-20/1039 от 04 февраля 2019 года).

Список образовательных организаций с признаками необъективных результатов ВПР 2019

В список вошли 45 школ края, по которым выявлены признаки необъективного проведения ВПР, из 22 муниципальных образований Ставропольского края. В 2018 году в 26 территориях края количество таких школ составило 59, в 2017 году – 77.

По итогам проведения ВПР в текущем году выявлены 5 общеобразовательных организаций, в которых признаки необъективности отмечались на протяжении трех лет подряд: СОШ № 3 (Апанасенковский район), СОШ № 26 (город Ставрополь), СОШ № 17 (город Кисловодск), СОШ № 7, 8 (Курский район).

Ответственность за необъективную оценку ВПР несут директора тех школ, где результаты завышаются. В указанных школах (за исключением СОШ № 3) директора занимают должности более 3-х лет.

1. Руководители 31 общеобразовательной организации, включенной в список организаций с необъективными результатами ВПР, в 2019 году привлечены к дисциплинарной ответственности. Также к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц, ответственных за организацию и проведение ВПР.

2. С тремя руководителями образовательных организаций, в которых признаки необъективности отмечались на протяжении трех лет подряд, в 2019 году расторгнуты трудовые договоры.

3. В план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год включено 18 школ из списка образовательных организаций с необъективными результатами 2019 года.

Институтом развития образования в программы повышения квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных организаций Ставропольского края включены вопросы методики оценивания образовательных результатов обучающихся, скорректирована работа с муниципальными методическими службами по вопросам оценивания образовательных результатов обучающихся, продолжается реализация проекта по оказанию комплексной помощи школам, имеющим стабильно низкие результаты обучения.

Система объективности процедуры проведения всероссийской олимпиады школьников на территории Ставропольского края

Всероссийская олимпиада школьников

Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных  кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) проводится ежегодно по 24 предметам с 1 сентября по 30 апреля, включая 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Любой школьник 4-11-х классов может на добровольной основе принять участие в открытом школьном этапе ВсОШ и далее двигаться по олимпийскому лифту с учетом своих результатов и правил отбора на следующий этап. Участие в олимпиаде бесплатное. В настоящее время − это самое масштабное интеллектуальное состязание в России, в котором ежегодно участвуют более 6 млн. обучающихся 4-11-х классов, и объединяющее педагогов-наставников, преподавателей университетов, научных работников, представителей различных государственных и общественных организаций во всех субъектах Российской Федерации.

Порядок проведения ВсОШ утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

Дипломы ВсОШ действуют 4 года и дают право льготного поступления в любой университет России по профилю олимпиады при наличии аттестата по итогам окончания средней школы.

Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ приглашаются на учебно-тренировочные сборы по 8 предметам, по которым ежегодно отбираются сборные команды России для их участия в Международных олимпиадах по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии, астрономии и в Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров.

Организация проведения всероссийской олимпиады школьников на территории Ставропольского края

Вся оперативная информация об организации и проведении ВсОШ в Ставропольского края размещается на сайте олимпиады http://stavminobr.ru/activities/doshkolnoe-i-obshhee-obrazovanie/obshhee-obrazovanie/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov/)

Организация проведения всероссийской олимпиады школьников на территории Ставропольского края регламентируется нормативными документами федерального и регионального уровней http://stavminobr.ru/activities/doshkolnoe-i-obshhee-obrazovanie/obshhee-obrazovanie/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov/)

В целях устранения конфликта интересов в отношении специалистов, привлекаемых к проведению олимпиады школьников, на методическом сайте олимпиады размещаются:

Состав жюри регионального этапа олимпиады

Состав предметно-методической комиссии регионального этапа олимпиады 

Организация контроля на региональном и муниципальном уровнях и соблюдение процедуры проведения всероссийской олимпиады школьников осуществляется посредством общественного/независимого наблюдения и четкой регламентации порядка проведения олимпиады.

Приказ министерства образования Ставропольского края от 18.11.2019 № 1558-р «Об аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019/20 учебном году».

Приказ министерства образования Ставропольского края от 17 декабря 2019 года № 1807-пр "Об аккредитации граждан в качества общественных наблюдателей при проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019/20 учебном году"

 

Организационно-технологическая модель проведения олимпиад

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 17 июня 2015 года № 860-пр «Об утверждении организационно-технологической модели проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Ставропольском крае»

Презентация «Всероссийская олимпиада школьников в Ставропольском крае» 

В Ставропольском крае в 33 муниципальных и городских округах всероссийская олимпиада школьников проводится по следующим этапам: школьный, муниципальный, региональный.

Подготовку педагогических и руководящих работников по вопросам проведения всероссийской олимпиады школьников в Ставропольском крае, а также мониторинг работы с одаренными детьми, проводит Ставропольский краевой институт развития образования повышения квалификации и переподготовки  работников образования.

Ежегодно министерством образования Ставропольского края проводятся мониторинги по объективности проведения олимпиад школьников и анализируются региональные показатели проведения олимпиад школьников.

Сведения о результатах проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиады в Ставропольском крае.

Мониторинг министерства образования Ставропольского края выполнения олимпиадных заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников организации и проведения на территории Ставропольского края школьного этапа олимпиады.

Мониторинг министерства образования Ставропольского края организации и проведения на территории Ставропольского края муниципального этапа олимпиады.

Мониторинг министерства образования Ставропольского края о результатах выполнения олимпиадных заданий  регионального этапа всероссийской олимпиады школьников

Мониторинг министерства образования Ставропольского края о нарушениях Порядка проведения олимпиады; о результатах проведения апелляций при проведении регионального этапа олимпиады в 2019/20 учебном году

Формирование методического банка заданий всероссийской олимпиады школьников 

В Ставропольском крае сформирован методический банк олимпиадных заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, организована видеозапись проведения экспертами разбора олимпиадных заданий и их решений регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по всем общеобразовательным предметам.

Проведение анализа эффективности принятых мер

Презентация «Об итогах проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019 году и задачах на 2020 год»

Презентация «Всероссийская олимпиада школьников в Ставропольском крае» (опыт Ставропольского края)

Презентация Совещание руководителей органов управления образованием администраций муниципальных округов и городских округов Ставропольского края «Организация и проведение муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019/20 учебном году»

Презентация Совещание руководителей органов управления образованием администраций муниципальных округов и городских округов Ставропольского края  «Об итогах проведения муниципального этапа и подготовке к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019/20 учебном году»

Статистический сборник министерства образования Ставропольского края «Итоги всероссийской олимпиады школьников в 2019/20 учебном году»

Статистический сборник министерства образования Ставропольского края «Итоги всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году»

Информация по итогам всероссийской олимпиады школьников 2019/2020 учебного года

Информация по итогам всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года

На главную
Национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ" Планы проведения плановых проверок на 2020 год 2020/21 учебный год Организация детского отдыха Всероссийский конкурс сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности» Всероссийская олимпиада школьников 75-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне Безопасность дорожного движения Программа "Земский учитель" Безопасность и здоровье детей Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей в Ставропольском крае» Закупки министерства Майские указы Президента РФ Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российкой Федерации Государственная итоговая аттестация Антикоррупционная деятельность Форум "Меры по противодействию коррупции" Противодействие идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в образовательной сфере и молодежной среде Инновационная деятельность Всероссийский конкурс сочинений Открытые данные Народный контроль Результаты независимой оценки качества Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Телефоны горячей линии по вопросам поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ставропольского края Личная книжка волонтера Служба детского телефона доверия 8-800-200-01-22 ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ

Подписка на наши новости

Введите вашу почту: