Система мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников

Мероприятия, направленные на повышение качества дополнительного профессионального образования, обозначены в Концепции развития системы мониторинга качества дополнительного образования педагогических работников Ставропольского края http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164.pdf.

Основаниями для разработки Концепции развития системы мониторинга качества дополнительного образования педагогических работников Ставропольского края стали Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», стратегические цели государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы, Федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование», Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (2020), разработанные ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО).

Региональная система мониторинга качества повышения квалификации и профессионального роста педагогов предназначена для получения и применения на основе системы критериев и показателей, соответствующих оценочных процедур, информации о качестве системы дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов с целью ее использования для принятия управленческих решений по улучшению ее качества.

Целью мониторинга является обеспечение непрерывного системного анализа, оценки, объективного информационного отражения состояния и перспектив развития региональной системы дополнительного профессионального образования и профессионального роста педагогических работников, отслеживание динамики качества повышения квалификации и профессионального роста педагогов, обеспечение результативности системы дополнительного профессионального образования педагогических работников за счет улучшения качества принимаемых управленческих решений.

Задачи:

- формирование критериев оценки качества ДПО и подходов к его измерению;

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества дополнительных профессиональных программ (ДПП);

- определение соответствия образовательного процесса нормативным требованиям в системе дополнительного образования;

- определение соответствия ДПП запросам основных потребителей и работодателей;

- обеспечение доступности качественных ДПП;

- выявление факторов, влияющих на качество реализации ДПП;

- содействие совершенствованию компетенций в рамках имеющейся квалификации и приобретению новых компетенций обучающимися;

- предоставление всем потенциальным участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве ДПП;

-  содействие участию работодателей в процессе реализации ДПП;

-  прогнозирование развития дополнительного образования в Ставропольском крае.

Решением Ученого совета СКИРО ПК и ПРО от 15.04.2020г. (протокол № 2), была принята Программа развития системы мониторинга качества дополнительного образования педагогических работников Ставропольского края (утверждена ректором Е.В. Евмененко от 15.04.2020г.) http://staviropk.ru/attachments/article/131/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf

Важным направлением деятельности дополнительного профессионального образования является повышение квалификации педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов. Цель –получение объективной информации об уровне сформированности профессиональных компетенций (предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных) учителей, выявление профессиональных дефицитов и их восполнение.

Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников в системе дополнительного профессионального педагогического образования Ставропольского края проводится с учетом принятых в Российской Федерации Концепций преподавания учебных предметов, где определены основные проблемы методического и кадрового характера в преподавании учебных предметов и предметных областей.

(http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_1.pdf, раздел 1, с. 8-25)

Цель построения индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов: создание условий для развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных организаций и организаций дополнительного образования в курсовой и послекурсовой период  (http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_1.pdf, раздел 1, с. 26 - 28).

Обучение педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края организуется по результатам выявленных профессиональных дефицитов педагогов в соответствии с Положением о плане-программе «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности педагогических работников» (http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_2..pdf) и Положением об организации и проведении обучения по индивидуальному учебному плану (http://staviropk.ru/attachments/article/87/Pr_325_pril_5.pdf)

Региональные показатели по повышению квалификации учителей на основе диагностики профессиональных дефицитов:

‒ количество учителей (по учебным предметам/предметным областям), прошедших диагностику сформированности профессиональных компетенций (предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции) с выявленными профессиональными дефицитами;

‒ количество разработанных программ дополнительного профессионального образования – повышения квалификации, индивидуальных образовательных траекторий для учителей (по учебным предметам/предметным областям)на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов.

Методы сбора информации

Для проведения мониторинга качества дополнительного профессионального образования используются следующие методы:

анкетирование, тестирование, выполнение практических заданий, проведение опроса в письменной форме на основе разработанного диагностического инструментария и в онлайн-системе НСУР СКИРО ПК и ПРО;

педагогические кейсы – реальные ситуации, с которыми в повседневной деятельности сталкивается современный учитель. Аргументируя свое мнение, педагог выстраивает логические схемы решения проблемы. Выход из реальной педагогической ситуации дает возможность понять, как принимается на практике то или иное решение, к чему оно приводит;

наблюдение, позволяющее путем непосредственного восприятия качественных и количественных характеристик отследить динамику развития профессиональных компетенций педагогов;

мониторинг профессиональных дефицитов педагогов, комплексный анализ образовательных потребностей с целью разработки индивидуальной образовательной траектории для каждого учителя и создания условий для развития профессиональных компетенций педагога.

Повышение качества разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования.

Цель дополнительного профессионального образования:  разработка и реализация программ дополнительного профессионального педагогического образования с учетом особенностей системы образования Ставропольского края: структуры сети образовательных организаций общего и дошкольного образования; особенностей кадровогосостава педагогов общего, дошкольного и дополнительного образования, а также актуальных образовательных потребностей руководящих и педагогических работников Ставропольского края.

(http://staviropk.ru/attachments/article/131/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf с. 28-44.)

Информация о плане повышения квалификации и аннотации дополнительных профессиональных программ размещены на сайте СКИРО ПК и ПРО  (http://staviropk.ru/index.php/ob-institute/obrazovanie#programmy-povysheniya-kvalifikatsii )

Качество образовательных программ в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» проходит внутреннюю и внешнюю экспертизу. Она проводится в соответствии с Положением о мониторинге качества повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников Ставропольского края http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_3..pdf

Внутренняя экспертиза проводится по критериям качества программ ДПО, учитывающих:

соответствие структуры программы нормативным требованиям;

актуальность и целенаправленность программы;

качество содержания программы;

оценка результативности освоения программы.

Внутренняя экспертиза осуществляется заведующими кафедрами, проректором по учебно-организационной работе и обсуждается на Ученом совете института.

Внешняя оценка качества образовательных программ проводится по четырем направлениям:

анкетирование слушателей;

онлайн-опрос на сайте института http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_4.pdf, http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_5.pdf;

отзывы слушателей курсов;

внешняя экспертиза (рецензирование) образовательных программ сторонними организациями.

Региональные показатели качества программ дополнительного профессионального образования:

количество дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов;

количество адресных ДПП, разработанных с учетом образовательных потребностей региона;

количество ДПП, успешно прошедших внешнюю экспертизу.

Методы сбора информации.

Анализ отчетов кафедр о разработке и реализации дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации); мониторинг сайта СКИРО ПК и ПРО (раздел «Аннотации ДПП»), анализ анкет и отзывов слушателей.

Цель профессиональной переподготовки по образовательным программам профессиональной направленности – удовлетворение потребности образовательных организаций Ставропольского края (дошкольного, общего, дополнительного образования) на основе карты потребности в кадрах на период до 2026г. (http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_1.pdf, раздел 5).

Региональные показатели осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности:

диверсификация программ профессиональной переподготовки педагогической направленности;

количество педагогов, прошедших профессиональную переподготовку по ДПП педагогической направленности.

Методы сбора информации.

Анализ отчетов кафедр о разработке и реализации дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации); мониторинг сайта СКИРО ПК и ПРО (раздел «Аннотации ДПП (профессиональная переподготовка)»).

Аттестация педагогических работников, направленная на повышение эффективности и качества педагогической деятельности.

Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории проводится на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а также приказа от 9 февраля 2015 г. № 131-пр (ред. от 11.12.2018, 04.11.2019, 30.04.2020) об утверждении административного регламента предоставления министерством образования Ставропольского края государственной услуги «Аттестация педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Ставропольского края, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Также проведение аттестации в Ставропольском крае регулирует Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении министерства образования Ставропольского края, на 2020-2022 годы.

Цель  проведения аттестации   педагогических    работников:   стимулирование профессионального   роста   педагогических   работников,  повышение  эффективности  и качества педагогической деятельности (http://staviropk.ru/attachments/article/131/Pr_164_Pril_1.pdf, раздел 6); официальный сайт СКИРО ПК и ПРО: http://staviropk.ru/index.php/18-deyatelnost/95-attestatsiya

Вовлечение педагогов в экспертную деятельность.

Важной составляющей деятельности современного учителя и его профессионального роста является участие в экспертной деятельности. Учителя Ставропольского края ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации СКИРО ПК и ПРО для кандидатов в эксперты предметных комиссий по программам «Подготовка экспертов» для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ по предметам, «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» – ЕГЭ по предметам) (http://stavrcoi.ru/)

Цель вовлечения педагогов в экспертную деятельность – содействие профессиональному росту и личностному развитию педагогов; повышение объективности оценивания результатов государственной итоговой аттестации обучающихся по программам основного общего образования и среднего общего образования.

(http://staviropk.ru/attachments/article/131/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf раздел 8.3, с. 61 – 64.).

Профилактика профессионального выгорания педагогов. Цель: обучение педагога способам и приемам стрессоустойчивого поведения, профилактика профессионального выгорания.

В СКИРО ПК и ПРО разработана модель формирования стрессоустойчивости педагога, которая внедряется в рамках курсовых мероприятий, и программа формирования стрессоустойчивости педагога, включающая: 1) тематические практико-ориентированные занятия с педагогами; 2) тренинги стрессоустойчивости, личностного роста, коммуникативные тренинги; 3) сказкотерапию; 4) сюжетное моделирование; 5) индивидуальные консультации с педагогами; 6) информационно-просветительская работа с педагогами.  Рекомендации для педагогов, по борьбе со стрессогенными факторами (http://staviropk.ru/attachments/article/131/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf Раздел 9, с. 64 – 68)

Анализ, адресные рекомендации

1. Диагностика профессиональных дефицитов учителей Ставропольского края проводится с 2018 года в рамках деятельности краевой инновационной площадки «Развитие национально-региональной системы учительского роста через совершенствование профессиональной компетентности педагогов (2018-2021)» http://staviropk.ru/index.php/any/138-kip-18-21.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) «О проведении в 2019 году апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций» в октябре 2019 года проводилась оценка компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, в котором приняли участие 12 руководителей и 428 педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края.

По итогам работы КИП разработан комплект диагностических материалов для изучения профессиональных компетенций учителя «Оценка профессиональных компетенций в условиях национально-региональной системы учительского роста» / Сост. М. М. Панасенкова, Т. А. Устименко, Н.Н. Сабельникова-Бегашвили, Е.В. Никотина, М.А. Ярош. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 59 с. http://staviropk.ru/attachments/article/138/sbornik_okp.pdf.

2. Ежегодный анализ итогового анкетирования слушателей по оценке качества дополнительных профессиональных программ.

Анализируются предложения слушателей, обучающихся на курсах СКИРО ПК и ПРО, направленные на совершенствование образовательной деятельности  (на основе анализа журналов посещаемости).

http://staviropk.ru/index.php/ob-institute/obrazovanie#vneshnyaya-otsenka-kachestva-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedagogicheskikh-rabotnikov

3. Анализ потребности в профессиональной переподготовке педагогических кадров. Планирование реализации дополнительных профессиональных программ (профессиональной переподготовки) в 2021-2024 гг. (за счет бюджетных средств, за счет средств физических и юридических лиц):

«Педагогика и психология дополнительного образования»; 

«Начальное образование»;

«Педагогическое образование: учитель обществознания»;

«Педагогическое образование: учитель биологии»;

«Педагогическое образование: учитель географии»;

«Педагогическое образование: учитель математики»;

«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»;

«Теория и методика организации тьюторского сопровождения лиц с ОВЗ»;

«Социальный педагог. Воспитание и социализация личности в системе образования».

(http://staviropk.ru/attachments/article/131/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf с. 50 – 52)

Меры, управленческие решения

1. Реализация мероприятий, направленных на обновление дополнительных профессиональных программ.

Предусмотрено ежегодное (не менее 30%) обновление ДПП, а также разработка и реализация адресных дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации):для молодых педагогов; для педагогов, работающих с обучающимися, проявившими выдающиеся способности; для учителей школ, показывающих стабильно низкие результаты и функционирующих в сложных социальных условиях; для учителей по подготовке обучающихся общеобразовательных организаций к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ и др. (Комплексный план работы государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» с. 7-158).

http://staviropk.ru/attachments/article/82/%D0%9F%D0%9B%D0%90%D0%9D%20%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A0%D0%9E%20%D0%9F%D0%9A%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%20%D0%BD%D0%B0%202020.pdf)

2. Проведение конкурсов профессионального мастерства.

С целью выявления талантливых педагогических работников, их поддержки и поощрения, а также повышения престижа учительского труда  и распространения педагогического опыта лучших учителей России в Ставропольском крае проводятся конкурсы профессионального мастерства различных уровней:

Всероссийские (Учитель года России, Воспитатель года России, Учитель–дефектолог.

Региональные (Директор школы Ставрополья, Библиотекарь года Ставрополья, Фестиваль инновационных практик, Фестиваль педагогического мастерства, Детский сад года, Зеленый огонек, фестиваль «Талант», Конкурс на лучшую методическую разработку «Урок Победы», Лучший учитель ОБЖ и др.).

http://staviropk.ru/index.php/kalendar-sobytij#grafiki-provedeniya-konkursov-skiro-pk-i-pro

3. Для проведения мероприятий, направленных на повышение мотивации педагогических работников, на обновление профессиональных знаний, умений и навыков и использование передовых педагогических практик привлекаются ведущие педагоги края, победители конкурсов различных уровней, демонстрирующие положительную динамику результатов обучающихся, высокие результаты государственной итоговой аттестации.

Важной составляющей дополнительного профессионального образования стали мероприятия Института, проводимые в форме вебинаров и семинаров (Комплексный план работы государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» с. 163 – 174).

http://staviropk.ru/attachments/article/82/%D0%9F%D0%9B%D0%90%D0%9D%20%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A0%D0%9E%20%D0%9F%D0%9A%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%20%D0%BD%D0%B0%202020.pdf

4.С целью обмена опытом и лучшими педагогическими практиками для педагогических работников Ставропольского края на базе СКИРО ПК и ПРО создано Сетевое сообщество в соответствии с Положением о сетевом педагогическом сообществе руководящих и  педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края http://wiki.stavcdo.ru/.

Цель Сообщества: объединение педагогических работников по их профессиональным интересам и создание единого информационно-методического пространства для педагогов края.

Задачи Сообщества:

обеспечение методической поддержки массового внедрения (цифровых) образовательных ресурсов и инструментов в педагогическую практику;

организация информационно-методической поддержки и профессиональной взаимопомощи;

создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеурочной деятельности;

обмен опытом в области применения новых педагогических технологий;

организация формального и неформального общения по профессиональным проблемам;

распространение педагогических практик и др.

Всего в крае действует 17 сетевых сообществ.

http://wiki.stavcdo.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%95%D0%A2%D0%95%D0%92%D0%AB%D0%95_%D0%A1%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%90_%D0%A3%D0%A7%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%99_%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%92%D0%A0%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%AF

 

 

 

На главную
Национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ" Планы проведения плановых проверок на 2020 год 2020/21 учебный год Организация детского отдыха Всероссийский конкурс сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности» Всероссийская олимпиада школьников 75-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне Безопасность дорожного движения Программа "Земский учитель" Безопасность и здоровье детей Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей в Ставропольском крае» Закупки министерства Майские указы Президента РФ Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российкой Федерации Государственная итоговая аттестация Антикоррупционная деятельность Форум "Меры по противодействию коррупции" Противодействие идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в образовательной сфере и молодежной среде Инновационная деятельность Всероссийский конкурс сочинений Открытые данные Народный контроль Результаты независимой оценки качества Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Телефоны горячей линии по вопросам поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ставропольского края Личная книжка волонтера Служба детского телефона доверия 8-800-200-01-22 ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ

Подписка на наши новости

Введите вашу почту: