Система оценки качества подготовки обучающихся

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования, которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся на различных уровнях обучения, выявлять проблемы в освоении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования определены требования к результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, обобщение этой деятельности, ее использование в различных ситуациях, в различных предметных областях. Наличие требований к результатам предполагает оценку достижения этих результатов. Для этого, в соответствии с ФГОС, система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определяет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.

Региональная система оценки качества образования является составляющей частью общероссийской системы. На территории Ставропольского края сформирована единая региональная система оценки качества образования (далее – РСОКО), которая позволяет вести мониторинг оценки качества образования учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе учебных предметов, школ и муниципальных образований.

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в регионе, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

Оценка качества образования – процесс определения степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, обеспечения условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучающихся и их родителей с помощью диагностических и оценочных процедур. Она проводится в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, независимой оценки качества образования.

Деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:

инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты);

вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования министерства образования Ставропольского края, муниципальных органов управления образованием, отдельной образовательной организации (далее соответственно – министерство, МОУО, ОО).

Система оценки качества школьного образования в Ставропольском крае является многоуровневой, включающей в себя комплекс оценочных процедур.

 

№ п/п

Наименование оценочной процедуры

Цели проведения и содержание оценки

Ссылки на информационные материалы

Участие Ставропольского края в международных исследованиях качества образования

1.

Международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
1 раз в 3 года

Оценка конкурентоспособности российского общего образования с позиции компетентностного подхода к результатам образования. Оценка функциональной грамотности учащихся: математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции подростков, достигших 15 лет

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся)

 

 Международные исследования качества образования в образовательных организациях (Ставропольский край)

Результаты исследования PISA-2018

2.

Международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS)
1 раз в 4 года

Мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу, а также выявление факторов, влияющих на качество математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Оценка уровня общеобразовательной подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики

TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования)

 

 Международные исследования качества образования в образовательных организациях (Ставропольский край)

Приказ министерства образования Ставропольского края от 25 февраля 2019 года № 245-пр «Об организации работы по проведению международного исследования TIMSS – 2019»

 

Результаты TIMSS – 2019

 

3.

Международное исследование качества чтения и понимания текст (PIRLS)
1 раз в 5 лет

Сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Осуществляется оценка качества чтения и понимания текста учащимися 4-х классов

PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)

 

Международные исследования качества образования в образовательных организациях (Ставропольский край) 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 10 марта 2016 года № 203-пр «О проведении международного сравнительного исследования качества образования PIRLS-2016»

 

Результаты PIRLS-2016

4.

Международное сопоставительное исследование качества граждановедческого образования (ICCS)

Сравнение уровня качества граждановедческого образования в разных странах и установлении различия между странами, связанные с характеристиками учащихся, контекстом школы и сообществ. Оценка знаний обучающихся 8-10 классов.

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 26 апреля 2016 г. № 449-пр «О проведении международного сопоставительного исследования качества образования ICCS-2016»

Участие Ставропольского края в федеральных исследованиях качества образования

1.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) Ежегодно

Контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам и позволяют осуществить мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В рамках ВПР осуществляется оценка уровня достижения школьниками предметных и метапредметных результатов, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действия в учебной, познавательной и социальной практике.

Нормативные документы

 

Результаты исследований (вкладки Архив 2017/18 учебного года; Архив 2018/19 учебного года

 

 

 

2.

Национальные исследования качества образования (НИКО)
Ежегодно

Оценка конкурентоспособности российского общего образования, выявление и сравнение изменений, происходящих в системе образования разных стран, анализ факторов качества образования стран-лидеров. Оценка учебных результатов обучающихся по ряду дисциплин (Биология, Химия, Основы безопасности жизнедеятельности, Литература, География, Физическая культура и Технология и др.)

Нормативные документы

 

Результаты Национальных исследований качества образования

3.

Региональная оценка по модели PISA

Региональная оценка по модели PISA основана на проекте ОЭСР «PISA for schools» («PISA для школ»). Процедуры организации и проведения исследования аналогичны оригинальному исследованию PISA, но позволяют проводить исследование и получать данные вне расписания международных циклов. Исследование позволяет получать данные, сопоставимые с результатами PISA-2018 по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической, естественнонаучной грамотностям

Нормативные документы

 

Аналитическая справка по результатам региональной модели PISA 2019 в Ставропольском крае

(Вкладка «Архив 2019)

 

Письмо министерства образования Ставропольского края от 25.06.2020 года № 02-23/7224 «Об организации работы по итогам оценки по модели PISА, проведенной в 2019 году в Ставропольском крае»

Письмо министерства образования Ставропольского края от 06.07.2020 года № 02-23/7779 "О предоставлении Планов  мероприятий"

4.

Общероссийская оценка по модели PISA

Исследование основывается на использовании разработки ОЭСР PISA-for-Schools (PISA для школ). Данная разработка позволяет использовать инструментарий исследования вне цикла основного международного исследования PISA, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой предыдущего цикла. Полученные данные и последующий анализ позволят оценить состояние дел в системе образования каждого региона, качество реализации ФГОС, отслеживать общую динамику, на их основе будут приниматься решения, что именно необходимо сделать для улучшения дел в каждом из регионов и в целом по стране.

Нормативные документы (архив 2019)

Приказ минитерства образования Ставропольского края от 22.07.2020 года № 854-пр «О назначении ответственных лиц за проведение общероссийской оценки качества общего образования по модели PISA в Ставропольском крае в 2020 году»

 

5.

Исследование компетенций учителей и руководителей образовательных организаций

Исследование проводится с целью апробации подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, руководителей образовательных организаций по ряду предметных областей («География», «Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «Искусство», «Технология» и др.). Исследование позволяет осуществить подготовку к введению единых принципов аттестации учителей на основе профессионального стандарта. Полученные данные и последующий анализ позволят выявить профессиональные затруднения учителей и руководителей образовательных организаций и обеспечить профессиональный рост педагогических и руководящих работников на основании объективных результатов их работы. Полученные данные позволят принимать объективные решения при назначении директоров образовательных организаций.

Исследования уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов за период 2015 – 2019 г.г.

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 16 сентября 2019 года № 1405-пр «О проведении апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций в Ставропольском крае в 2019 году»

 

Краткий анализ результатов исследования компетенций учителей и руководителей образовательных организаций

 

Рекомендации по итогам проведения в 2019 году исследования компетенций учителей и руководителей образовательных организаций

 

Меры, принятые по итогам проведенного исследования

6.

Исследование предметных и методических компетенций учителей

Оценка компетенций проводится в целях апробации модели использования единых федеральных оценочных материалов при оценке предметных и методических компетенций учителей, а именно апробации подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия»

Исследование позволяет осуществить подготовку к введению единых принципов аттестации учителей на основе профессионального стандарта. Полученные данные и последующий анализ позволят выявить профессиональные затруднения учителей и руководителей образовательных организаций и обеспечить профессиональный рост педагогических и руководящих работников на основании объективных результатов их работы.

Исследования уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов за период 2015 – 2019 г.г.

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 03 октября 2019 года № 1480-пр «О проведении в 2019 году апробации предметных и методических компетенций учителей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, в Ставропольском крае»

 

Краткий анализ результатов исследования предметных и методических компетенций учителей, проведенного в 2019 году

 

Меры, принятые по итогам проведенного исследования

Государственная итоговая аттестация

1.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
Ежегодно

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования. Результаты учебной деятельности обучающихся 11 классов по отдельным предметам

Нормативные документы

2.

Основной государственный экзамен (ОГЭ)
Ежегодно

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся 9 классов с целью формирования индивидуальной образовательной траектории: принятие решения о продолжении обучения в старшей школе или в учреждениях среднего профессионального образования.

Нормативные документы

Региональные процедуры оценки качества образования

1

Мониторинг функциональной грамотности

Цель исследования:

оценка уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х, 7-х классов;

выявление ключевых факторов, влияющих на уровень сформированности функциональной грамотности, и оценка характера их воздействия;

определение направления совершенствования образовательного процесса, с учетом современных требований к образовательным результатам;

прогноз развития региональной системы оценки качества образования в соответствии с методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Данное исследование проводилось по модели международного периодического сопоставительного исследования PISA и включало следующие эмпирические методы исследования: тестирование обучающихся, анкетирование обучающихся и учителей.

При разработке тестов и анкет использовались следующие рекомендации, размещенные на сайте центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»:

общие подходы к оценке функциональной грамотности учащихся основной школы;

измерительные материалы для оценки функциональной грамотности по пяти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям;

анкеты закрытого типа, представляющие сокращенный вариант анкет международного сопоставительного исследования PISA.

Приказ министерства образования Ставропольского края от 4 сентября 2019 года №1335 «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Приказ ГБУ ДПО «Ставропольский институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 10 сентября 2019 года № 189/од «Во исполнение приказа министерства образования Ставропольского края от 04 сентября 2019 года № 1335 «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Инструкция по проведению мониторинговых исследований в рамках региональных исследований качества подготовки обучающихся в Ставропольском крае

 

Информационная справка о результатах проведения регионального исследования читательской, математической и естественнонаучной грамотности в 2019/20 учебном году в 6-х, 7-х классах

 

Информационное письмо № 853/07-48 от 18.06.2020 года «Об организации работы по результатам анализа оценочных процедур»

2

Региональный мониторинг качества подготовки обучающихся

Оценка качества подготовки обучающихся государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, подведомственных министерству образования Ставропольского края с целью определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ

Оценочные процедуры проводились в форме:

региональных комплексных проверочных работ во 2-х, 3-х классах;

региональных проверочных работ в 4-х классах по математике, русскому языку, окружающему миру;

региональных проверочных работ в 10-х классах по физике, химии, биологии, географии, истории, иностранному языку.

 

Приказ министерства образования Ставропольского края от 4 сентября 2019 года №1335 «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Приказ ГБУ ДПО «Ставропольский институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 10 сентября 2019 года №189/од «Во исполнение приказа министерства образования Ставропольского края от 04 сентября 2019 года № 1335 «О проведении региональных исследований качества подготовки обучающихся в 2019/20 учебном году»

 

Инструкции по проведению региональных проверочных работ в Ставропольском крае

 

Кабинеты (приложение к письму СКИРО ПК и ПРО от 20.12.2019 г. №1859/07-48; приложение к письму СКИРО ПК и ПРО от 27.11.2019 г. №1659/07-48)

 

Информационные справки о результатах проведения регионального мониторинга качества подготовки обучающихся

3.

Оценка готовности обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края к обучению в школе

Цели проведения мониторингового исследования – оценка уровня сформированности у обучающихся предпосылок к учебной деятельности на этапе адаптации, исследование индивидуально-личностных особенностей первоклассников: мотивы и стимулы обучения, проблемы адаптации и социализации, социальная стратификация первоклассников.

Направления мониторингового исследования:

- определение степени готовности первоклассников к овладению учебными навыками;

- выявление индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, выявление проблем в его развитии;

- определение динамики развития, т.е. обучаемости ребенка, с целью выбора содержания, методов и средств обучения;

- анализ особенностей взаимоотношений первоклассника со школьным окружением, со своими близкими в кругу семьи.

 

Информационная справка

 

Инструкция по проведению мониторинговых исследований в рамках региональных исследований качества подготовки обучающихся в Ставропольском крае

 

Анализ результатов мониторингового исследования по теме: «Оценка готовности обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края к обучению в школе» (сентябрь - октябрь 2019 года)

 

 

 

На главную
Национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ" Планы проведения плановых проверок на 2020 год 2020/21 учебный год Организация детского отдыха Всероссийский конкурс сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности» Всероссийская олимпиада школьников 75-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне Безопасность дорожного движения Программа "Земский учитель" Безопасность и здоровье детей Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей в Ставропольском крае» Закупки министерства Майские указы Президента РФ Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российкой Федерации Государственная итоговая аттестация Антикоррупционная деятельность Форум "Меры по противодействию коррупции" Противодействие идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в образовательной сфере и молодежной среде Инновационная деятельность Всероссийский конкурс сочинений Открытые данные Народный контроль Результаты независимой оценки качества Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Телефоны горячей линии по вопросам поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ставропольского края Личная книжка волонтера Служба детского телефона доверия 8-800-200-01-22 ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ

Подписка на наши новости

Введите вашу почту: